[KSP] Глава 7: Универсальные ракеты
Jan. 13th, 2018 11:36 am![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)
Как уже говорилось в главе 5, первое поколение жидкостных ракет Андакании обладало слишком многими недостатками, самым главным из которых был двигатель LV-T15.
Поэтому вопрос о замене встал очень и очень быстро: ТЗ на разработку новой ракеты группа управляемой ракетной тяги получила почти одновременно со своим созданием и первым полётом ракеты C-1, в 502 году. Конечно, какие-то недостатки удалось купировать доработкой (так появились ракеты C-2 и C-3), но в любом случае это были полумеры.
Требовалось универсальное и технологичное семейство ракет, от легкой до тяжелой (по тем временам, конечно).
Решение пришло в виде унифицированных блоков для первой ступени.
По первоначальному проекту семейство должно было состоять из 4 ракет с единой второй ступенью и со связкой от одного до четырех одинаковых блоков на первой. На блоках первой ступени стоял новый двигатель LV-T45, с системой качания и дросселированием. На второй ступени стояли двигатели LV-909 (на легких и средних) и LT-900 (на тяжелых), допускавшие многократный перезапуск на орбите, благо выбранная топливная пара упрощала конструкцию. К тому же высококипящее топливо не испарялось, поэтому все люнные зонды Андакании использовали остатки топлива во второй ступени для торможения у Люны и даже Минимуса.
Правда, по итогам расчетов оказалось, что для легкого варианта единая вторая ступень слишком тяжела, а для тяжелого слишком маломощна, поэтому в производстве оказалось три варианта вторых ступеней с двумя типами двигателей (LV-909 и LT-900)
Кроме того, у многоблочных версий обнаружились запасы тяги на первой ступени, поэтому емкость баков у средних и тяжелых вариантов нарастили.
В итоге полностью унифицированными оказались только два тяжелых варианта с тремя и четырьмя блоками первой ступени. Впрочем, даже частичная унификация моделей позволила держать только одну сборочную линию: ведь и двигатели, и системы управления были одинаковыми. Менялись только размеры баков и их количество.
Первый запуск моноблочного прототипа состоялся в начале 505 года. Испытания (в общей сложности 9 пусков) шли до конца года, когда перед самым концом года двухблочный вариант D-2 запустил на орбиту спутник фоторазведки.
В 506 году все ракеты типов C были разобраны, а их единственный стартовый стол законсервирован.
Были ли у этих ракет минусы? Разумеется!
Например, большая разница в выводимой нагрузке между легким (1.8 тонны) и средним (3.6 тонны) вариантами. Эту проблему решили в 507 году, установив на легкую ракету D-1 два твердотопливных ускорителя RT-10. Минусом оказался полный контроль военных над распределением ускорителей – в итоге новый вариант (получивший индекс D-5) использовался только для запуска военных спутников. Кроме того, конструкция пакета всех старших моделей уже не позволяла навешивать боковые ускорители.
Также малый диаметр (1 метр) второй ступени не позволял ставить большие обтекатели для полезной нагрузки. Именно поэтому три первых космических станции Андакании были в высшей степени тесными и неудобными.
Для решения проблемы еще в 506 году начались работы по проекту новой верхней ступени большого диаметра. К сожалению, проект был хронически недофинансирован, поэтому разработка нового двигателя затягивалась. Первые полёты прототипов состоялись только в конце 509 года. После которых оказалось, что новая вторая ступень работает хорошо, только вот тяги первой ступени уже недоставало даже при замене двух из четырех двигателей LT-T45 на неуправляемые и более мощные LV-T30. Требовалась новая первая ступень, по сути уже новая ракета, но вот финансировать проект военных не хотели совершенно – их устраивали и старые тяжелые варианты ракеты.
Деньги на разработку новой ракеты выделили только после запуска новой ракеты Геринии типа TLV, и то лишь в частичном объеме. На разработку нового двигателя денег не дали, и проектировщики были вынуждены использовать старую схему ракеты C-4: вокруг центрального блока с четырьмя маршевыми двигателями LT-T30 установили четыре небольших двигателя 105-7P для управления. Результат получился исключительно дорогим и нетехнологичным и получил индекс E-1.
Последняя модификация ракеты D появилась спустя десятилетие после её первого старта. Послевоенная космическая промышленность Андакании вынужденно перешла к коммерческим запускам, и ей потребовалась ракета, способная запускать спутники на кербостационарную орбиту. Проблема с имеющимися ракетами была в том, что космодром на Центральных озёрах был совершенно неприспособлен для таких запусков: сразу к востоку начиналась граница с Ичеликой и Эквакором, которые категорически запрещали полёты ракет на токсичном топливе над своей территорией. Единственным приемлимым вариантом оказался вариант траектории типа "собачья нога", когда запущенная на северо-восток ракета делала поворот на восток над нейтральными водами.
А для этого пришлось нарастить баки второй ступени (что несколько компенсировалось меньшей полезной нагрузкой). Дополнительно на ступень поставили систему сведения с орбиты. Ракета оказалась самой дорогой на Кербине по стоимости за килограмм, но – и единственной, выводящей спутники на кербопереходную орбиту.
